Воскресенье, 28.04.2024, 01:08

 
Электронный журнал
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оценка сайта
 
Всего ответов: 402

Лекция 1

 
 
 
 Лекция первая
 Зона ближайшего развития ребенка
(Автор статьи - Юлия Борисовна Гиппенрейтер, профессор МГУ Книга «Общаться с ребенком. Как?»)
 
           Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с ко­торыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.
 
          Например, дошкольник уже может сам застег­нуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом...»
 
         Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого кру­га — дела, которые ребенок делает только вме­сте со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.
 
            Фундаментом этого явления можно назвать психологический закон, откры­тый выдающимся психологом Львом Семенови­чем Выготским, «зона ближай­шего развития ребенка».
            Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выпол­нять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не за счет тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребе­нок будет делать сам то, что сегодня он де­лал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой».
 
        Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее бу­дущее. Вот почему ее назвали зоной ближайше­го развития. Представим себе, что у одного ре­бенка эта зона широкая (рис. 3.1-а), то есть ро­дители с ним много занимаются, а у другого уз­кая (рис. 3.1-6), так как родители часто предоставляют его себе самому. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
 
       Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему «оставлять из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно, грубая ошибка. Это значит, не учитывать основной психологический закон развития. Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются.
 
      Часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду...». И если у вас нет дей­ствительно серьезных причин для отказа или от­срочки, ответ пусть будет только один: «Да!».
 
       А что бывает, когда родители регулярно отка­зывают? Приведу в качестве иллюстрации разго­вор в психологической консультации.
 
  МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный, на­верное, ненормальный. Недавно сидим мы с му­жем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет!
 
  КОНСУЛЬТАНТ: А как вы с ним обычно про­водите время?
 
 МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А ког­да мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хво­стом ходит: поиграй да поиграй со мной. А я ему: «Да отстань ты, сам играй, тебе что, игрушек не хватает?»
 
 КОНСУЛЬТАНТ: А муж ваш, он с ним играет?
 
 

МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сразу на диван и телевизор смотрит...
        КОНСУЛЬТАНТ: А ваш сын к нему подходит? МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоня­ет. «Не видишь, я устал, иди к матери!».
        Так ли уж удивительно, что отчаявшийся маль­чик перешел «к физическим методам воздей­ствия»? Его агрессия — реакция на ненормальный стиль общения (точнее, не-общения) с ним роди­телей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причи­ной его серьезных эмоциональных проблем.