Профессиональная деятельность педагога-психолога гимназии осуществляется в формате сопровождения всех участников образовательного пространства: обучающиеся, педагоги, родители, и в тесном сотрудничестве с социальным педагогом гимназии и социально-психологической службой района.
Цель психологической службы школы: Психологическое сопровождение процесса саморазвития и самосовершенствования участников образовательного процесса
Приоритетное направление деятельности: Личностное и профессиональное самоопределение учащихся.
Задачи:
оказание психологической помощи участникам образовательного процесса;
содействие созданию оптимальных психологических условий для успешной социализации и гармонизации личности учащегося с учетом его индивидуальных особенностей;
осуществление психологической диагностики способностей и возможностей учащихся;
способствование формированию ценностей здорового образа жизни у детей;
оказание поддержки и помощи детям с особыми образовательными потребностями;
содействие повышению качества социального и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;
внедрение службы школьной медиации, создающей условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты интересов обучающихся
Основное средство деятельности: Создание психологически комфортной развивающей среды для полноценного проживания детьми каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития творческой индивидуальности, для личного и социального самоопределения.
Направления осуществляемой деятельности:
профилактическое
развивающее
консультационное
диагностическое
научно-методическое
Основные формы работы: * С учащимися:
консультации;
беседы с элементами личностно-ориентированного консультирования;
информационно-диагностические занятия;
занятия с элементами тренинга в режиме классных часов и факультативов.
* С педагогами:
всеобуч,
тематические выступления на педагогических советах,
семинары-практикумы по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса,
консультации;
беседы с элементами личностно-ориентированного консультирования.
* С родителями:
всеобуч,
семейная психологическая гостиная,
индивидуальное консультирование;
выступления на родительских классных и общешкольных собраниях,
информационное сопровождение.
Консультации проводятся по предварительной записи:
За психологической помощью и психологическими консультациями как дети, так и их родители, могут обратиться по "ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ": 8-800-200-122
За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. Открывая страницу психологов гимназии, мы, для начала попытаемся развеять эти мифы и поможем Вам по-новому взглянуть на содержание работы психолога:
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с психами. Психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки). Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).
ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю, администрации школы предоставляются материалы в обобщённом виде.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу
• Трудности в учёбе.
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
• Взаимоотношения в классе.
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
• Взаимоотношения с родителями.
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
• Выбор жизненного пути.
Многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
• Самоуправление и саморазвитие.
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Срывы в преддверии экзаменов являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. И эти срывы зависят не столько от теоретической подготовки по отдельным предметам, сколько от психологической готовности учащегося к предстоящим испытаниям. Как же легче преодолеть предстоящее экзаменационное испытание?
1. Тренируйте уверенность в себе и настраивайте себя на успех: у вас все получится! Мысленно рисуйте себе картину «Триумфа»
2. Грамотно распределяйте свое время, ваш день должен включать в себя как время на подготовку к предстоящим экзаменам, так и время на отдых. Помните о том, что уставший организм больше подвержен стрессу.
3. Для запоминания материала используйте не только его многократное прочтение, но и специальные приемы и техники запоминания (составление планов, схем) – они позволят прочно удержать полученные знания.
4. Тренируйтесь в управлении своим дыханием. Дыхание должно быть ровным и глубоким. Страх перед экзаменом вызывает поверхностное и короткое дыхание. При таком дыхании клетки головного мозга недополучают кислород, и вспомнить даже тот материал, который хорошо знал, оказывается непросто. К тому же, ровное дыхание позволяет стабилизировать и другие системы организма и избежать стресса.
5. Если во время подготовки вы заметили у себя признаки стресса: беспокойство, учащенное сердцебиение, плаксивость, потерю аппетита, бессонницу – необходимо сразу принять меры по преодолению стресса. Нужно заняться любимым делом, творчеством, спортом или посетить выставку.
Профориентация учащихся
Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия.