Воскресенье, 28.04.2024, 02:08

 
Электронный журнал
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оценка сайта
 
Всего ответов: 402

Лекция 2

 
 
Лекция 2
 
Практические советы. Как создать зону ближайшего развития для своего ребенка
(автор статьи – профессор МГУ Ю.Б.Гиппенрейтер)
 
       Известно, есть дети, которые не любят чи­тать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако, часто ничего не получается.
        Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало читает. Оба хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком. Они были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали «самые интересные» книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они еще напоминали и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенческих и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.
        Есть более верный способ, который открыли и постоянно переоткрывают родители: читать вме­сте с ребенком. Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но не­которые родители продолжают это делать и по­том, когда их сын или дочь уже ходят в школу. Сразу замечу, что на вопрос: «Как долго надо чи­тать вместе с ребенком, уже научившимся склады­вать буквы в слова?» — однозначно ответить нельзя. Дело в том, что скорость автоматизации чтения у всех детей разная (это связано с индиви­дуальными особенностями их головного мозга). Поэтому важно в трудный период освоения чте­ния помочь ребенку увлечься содержанием книги.
На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына:
 «Вова не очень любил книги, читал он медлен­но, ленился. А из-за того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Он забирался в кро­вать и ждал, когда я закончу свои домашние дела.Читали — и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну пожа­луйста, ну еще одну страничку!». А мне самой ин­тересно... Тогда договаривались твердо: еще пять минут — и все. Конечно, он ждал с нетерпением следующего вечера. А иногда и не дожидался, до­читывал рассказ до конца сам, особенно если ма­ло оставалось. И уже не я ему, а он мне говорил: «Прочти обязательно!» Я, конечно, старалась про­читать, чтобы вместе вечером новый рассказ на­чать. Так постепенно он начал брать книгу в ру­ки, и теперь, бывает, его не оторвешь!».
 
      Эта история — не только прекрасная иллюст­рация того, как родитель создал зону ближайше­го развития для своего ребенка и помог ее осво­ить. Он также убедительно показывает: когда ро­дители ведут себя сообразно описанному зако­ну, им легко сохранять дружеские благожелатель­ные отношения с детьми.
 
       Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
      Сле­дующий пример хорошо иллюстрирует смысл до­полнительных пунктов этого правила. Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде.
     Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вмес­те с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обна­руживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.
     Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам! Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, мно­гое окажется похожим. Обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы. Если, играя с сыном в электрическую желез­ную дорогу, отец вначале составляет рельсы и подключает к сети трансформатор, то через не­которое время мальчик стремится сделать все это да еще укладывает рельсы каким-нибудь своим интересным способом.
     Если мать раньше отрывала дочке кусок теста и давала ей сделать свой, «детский», пирожок, то теперь девочка хочет сама месить и разделы­вать тесто. Стремление ребенка завоевывать все новые территории» дел очень важно, и его следует ох­ранять как зеницу ока. • Мы подошли, пожалуй, к самому тонкому мо­менту: как уберечь естественную активность ре­бенка? Как не забить, не заглушить ее?
 
КАК ЭТО СЛУЧАЕТСЯ
 
     Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учени­ков 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7—8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домаш­нем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше!
     Этот результат показал, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ле­нивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.
 
Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.
 
Опасность первая слишком рано перело­жить свою часть на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Не­избежное в таких случаях падение может приве­сти к тому, что у ребенка пропадет желание са­диться на велосипед.
 
Вторая опасность — наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле. И снова наш пример хорошо помогает увидеть эту ошибку. Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий, неделю... Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого — непременно!
 
 В следующих уроках мы не раз вернемся к трудностям детей и родителей вокруг повседневных дел. А сейчас пора перейти к заданиям.