Понедельник, 29.04.2024, 04:25

 
Электронный журнал
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оценка сайта
 
Всего ответов: 402

Подпрограмма"Одаренные дети"

 
I. Концепция программы
 
       Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:
  •  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  •  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  •  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви­тия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в до­школьном и младшем школьном возрасте).
 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
 3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче­нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встре­чаются в старшем школьном возрасте).
 
II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренны­ми детьми:
  •  принцип максимального разнообразия предоставленных возможно­стей для развития личности;
  •  принцип возрастания роли внеурочной деятельности; ü принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  •  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 
  •  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
III. Цели и задачи работы с одаренными детьми Выявление одаренных детей.
 Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
  •  знакомство педагогов с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  •  обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК;
  •  накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  •  знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогиче­ского наблюдения, диагностики;
  •  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
 Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
  •  отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  •  предоставление возможности совершенствовать способности в со­вместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
IV. Стратегия работы с одаренными детьми
 
 Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д. Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и са­мостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне­урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
        Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных об­разовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при­роде деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских. Творческие мастерские:
  • мастерская художественного слова;
  • ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • музыкальная мастерская (или музыкальный класс);
  • «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  • мастерская здорового образа жизни (девиз: «В здоровом теле - здоровый дух»).
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
 
II этап - диагностический (5-9-е классы) - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
         На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фак­там, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
         На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообраз­ны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
        Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступа­ет «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и вос­питание, а организующим началом - игра.